• Назначение растрового графического редактора. Стандартное программное обеспечение пк Назначение растрового графического редактора

    Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы - графические редакторы. Графический редактор - это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений. Графические редакторы можно разделить на две категории: растровые и векторные.

    Растровые графические редакторы. Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов. Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное приложение Paint, и мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.

    Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Любой пиксель имеет фиксированное положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует некоторого количества бит информации, которое зависит от количества цветов в изображении.

    Качество растрового изображения определяется размером изображения (числом пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые могут принимать пиксели.

    Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). Когда растровое изображение уменьшается, несколько соседних точек превращаются в одну, поэтому теряется разборчивость мелких деталей изображения. При укрупнении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который виден невооруженным глазом.

    Векторные графические редакторы. Векторные графические изображения являются оптимальным средством для хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы и т. д.). для которых имеет значение наличие четких и ясных контуров. С векторной графикой вы сталкиваетесь, когда работаете с системами компьютерного черчения и автоматизированного проектирования, с программами обработки трехмерной графики.

    К векторным графическим редакторам относятся графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word. Среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространены CorelDRAW и Adobe Illustrator.

    Векторные изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность и т. д.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул.

    Например, графический примитив точка задается своими координатами (X, Y), линия - координатами начала (XI, У1) и конца (Х2, Y2), окружность - координатами центра (X, Y) и радиусом (К), прямоугольник - величиной сторон и координатами левого верхнего угла (Xl, Y1) и правого нижнего угла (Х2, Y2) и т. д. Для каждого примитива назначается также цвет.

    Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем. Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества.

    Панели инструментов графических редакторов. Графические редакторы имеют набор инструментов для создания или рисования простейших графических объектов: прямой линии, кривой, прямоугольника, эллипса, многоугольника и т. д. После выбора объекта на панели инструментов его можно нарисовать в любом месте окна редактора.

    Выделяющие инструменты. В графических редакторах над элементами изображения возможны различные операции: копирование, перемещение, удаление, поворот, изменение размеров и т. д. Чтобы выполнить какую-либо операцию над объектом, его сначала необходимо выделить.

    Для выделения объектов в растровом графическом редакторе обычно имеются два инструмента: выделение прямоугольной области и выделение произвольной области. Процедура выделения аналогична процедуре рисования.

    Выделение объектов в векторном редакторе осуществляется с помощью инструмента выделение объекта (на панели инструментов изображается стрелкой). Для выделения объекта достаточно выбрать инструмент выделения и щелкнуть по любому объекту на рисунке.

    Инструменты редактирования рисунка позволяют вносить в рисунок изменения: стирать его части, изменять цвета и т. д. Для стирания изображения в растровых графических редакторах используется инструмент Ластик, который убирает фрагменты изображения (пиксели), при этом размер Ластика можно менять.

    В векторных редакторах редактирование изображения возможно только путем удаления объектов, входящих в изображение, целиком. Для этого сначала необходимо выделить объект, а затем выполнить операцию Вырезать.

    Операцию изменения цвета можно осуществить с помощью меню Палитра, содержащего набор цветов, используемых при создании или рисовании объектов.

    Текстовые инструменты позволяют добавлять в рисунок текст и форматировать его.

    В растровых редакторах инструментом Надпись (буква А на панели инструментов) создаются текстовые области на рисунках. Установив курсор в любом месте текстовой области, можно ввести текст. Форматирование текста производится с помощью панели Атрибуты текста.

    В векторных редакторах тоже можно создавать текстовые области для ввода и форматирования текста. Кроме того, надписи к рисункам вводятся посредством так называемых выносок различных форм.

    Масштабирующие инструменты в растровых графических редакторах дают возможность увеличивать или уменьшать масштаб представления объекта на экране, не влияя при этом на его реальные размеры. Обычно такой инструмент называется Лупа. В векторных графических редакторах легко изменять реальные размеры объекта с помощью мыши.

    Форматы графических файлов

    Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия).

    Сжатие применяется для растровых графических файлов, так как они имеют обычно достаточно большой объем. Сжатие графических файлов отличается от их архивации с помощью программ архиваторов. тем, что алгоритм сжатия включается в формат графического файла.

    Некоторые форматы графических файлов являются универсальными, так как могут быть обработаны большинством графических редакторов. Некоторые программы обработки изображений используют оригинальные форматы, которые распознают только самой создающей программой.

    Рассмотрим некоторые форматы графических файлов:

    BMP – универсальный формат растровой графики в windows.

    GIF – формат растровых графических файлов для различных ОС. Используется для размещения графических изображений в Интернете.

    JPEG - формат растровых графических файлов, который использует эффективных алгоритм сжатия (с потерями). Используется для размещения графических изображений в Интернете.

    WMF – универсальных формат векторных графических файлов для windows-приложений.

    CDR – оригинальный формат векторных графических файлов, используется в системе обработки изображений CorelDraw.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ГОУ ВПО « Магнитогорский государственный университет ».

    Факультет изобразительных искусств и дизайна.

    Реферат на тему:

    «Виды графических редакторов».

    Магнитогорск 2011г.

    1. Введение.

    2. Виды графических редакторов.

    3. Основные функции графического редактора.

    4. Изменение размера изображения с помощью графического редактора Paint.

    5. Изменение размера изображения с помощью MSWord.

    6. Изменение размера изображения с помощью графического редактора AdobePhotoshop.

    7. Изменение размера изображения с помощью графического редактора CorelDraw.

    8. Список использованной литературы.

    1. Введение.

    В данном реферате представлены общие сведения о

    компьютерной графике, теоретические и практико-ориентированные материалы по

    изучению графических компьютерных программ таких как Paint, MSWord,AdobePhotoshop и CorelDraw. Материал содержит текст и графические иллюстрации поясняющие работу по изменению размера графических изображений.

    Компьютерной графикой в последнее время занимаются многие, что обусловлено

    высокими темпами развития вычислительной техники. Более 90% информации здоровый

    человек получает через зрение или ассоциирует с геометрическими пространственными

    представлениями. Компьютерная графика имеет огромный потенциал для облегчения

    процесса познания и творчества, она позволяет развивать у учащихся пространственное

    воображение, практическое понимание, художественный вкус.

    Основными целями данного реферата являются знакомство с теоретическими основами компьютерной графики и обучение простейшим приемам коррекции и оптимизации графических изображений для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой и векторной графики.

    2.Виды графических редакторов.

    Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы - графические редакторы. Графический редактор - это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.

    Рассмотрим некоторые из графических редакторов:

    1)Графический редактор Paint - простой однооконный графический редактор, который позволяет создавать и редактировать достаточно сложные рисунки. Окно графического редактора Paint имеет стандартный вид. (рис.1)

    2)Photoshop фирмы Adobe многооконный графический редактор позволяет создавать и редактировать сложные рисунки, а также обрабатывать графические изображения (фотографии). Содержит множество фильтров для обработки фотографий (изменение яркости, контрастности и т.д.).

    3)Программа Microsoft Draw - входящая в комплект MS Office. Эта программа служит для создания различных рисунков, схем. Обычно вызывается из MS Word.

    4)Adobe Illustrator, Corel Draw - программы используются в издательском деле, позволяет создавать сложные векторные изображения.

    Изображения в графических редакторах хранятся по-разному.

    Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Любой пиксель имеет фиксированное положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует некоторого количества бит информации, которое зависит от количества цветов в изображении.

    Векторные изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность и т. д.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул.
    Например, графический примитив точка задается своими координатами (X, У), линия - координатами начала (XI, Y1) и конца (Х2, Y2), окружность - координатами центра (X, У) и радиусом (R), прямоугольник - величиной сторон и координатами левого верхнего угла (XI, У1) и правого нижнего угла (Х2, У2) и т. д. Для каждого примитива назначается также цвет.
    Как следствие, графические редакторы подразделяются на две категории: растровые и векторные. Они отличаются по способу, которым представляют графическую информацию.

    Векторные графические редакторы.

    Векторные графические изображения являются оптимальным средством для хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы и т. д.), для которых имеет значение наличие четких и ясных контуров. С векторной графикой вы сталкиваетесь, когда работаете с системами компьютерного черчения и автоматизированного проектирования, с программами обработки трехмерной графики. Все компоненты векторного изображения описываются математически, а значит - абсолютно точно. Векторные изображения, как правило, строятся вручную, однако в некоторых случаях они могут быть также получены из растровых с помощью программ трассировки. Векторные изображения не в состоянии обеспечить близкую к оригиналу реалистичность, но достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем. Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества.

    Растровые графические редакторы.

    Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов. Способ представления растровых изображений совершенно отличен от векторных. Растровые изображения состоят из отдельных точек, называемых растром. Такое представление изображений существует не только в цифровом виде. Растровые изображения обеспечивают максимальную реалистичность, поскольку в цифровую форму переводится каждый мельчайший фрагмент оригинала. Такие изображения сохраняются в файлах гораздо большего объёма, чем векторные, поскольку в них запоминается информация о каждом пикселе изображения. Таким образом, качество растровых изображений зависит от их размера (числа пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые могут принимать пиксели. Как следствие того, что они состоят из пикселей фиксированного размера, свободное масштабирование без потери качества к ним не применимо. Эта особенность, а также сама структура растровых изображений несколько затрудняет их редактирование и обработку.

    Но кроме создания изображений графические редакторы позволяют хранить полученные изображения. Для этого существуют файлы, которые различны для векторных и растровых графических редакторов.

    3. Основные функции графического редактора.

    Работа в графическом редакторе относится к технологии обработки графики. Для некоторого обобщённого графического редактора характерно выполнение следующих функций:

    1. Создание рисунка

    а) В режиме ручной прорисовки;

    б) С использованием панели инструментов (штампов, примитивов).

    2. Манипулирование рисунком

    а) Выделение фрагментов рисунка;

    б) Проработка мелких деталей рисунка (увеличение фрагментов картины);

    в) Копирование фрагмента рисунка на новое место экрана (а также

    возможность вырезать, склеивать, удалять фрагменты изображения);

    г) Закраска отдельных частей рисунка ровным слоем или узором, возможность применять для рисования произвольные "краски", "кисти" и "напыление".

    д) Масштабирование изображения;

    е) Перемещение изображения;

    ж) Поворот изображения;

    3. Ввод в изображение текста

    а) Выбор шрифта;

    б) Выбор символов (курсив, подчёркивание, оттенение);

    4. Работа с цветами

    а) Создание своей палитры цветов;

    б) Создание своего узора (штампа) для закраски;

    5. Работа с внешними устройствами (диски, принтер, сканер и др.)

    а) Запись рисунка на диск (дискету) в виде файла стандартного формата (pcx, bmp, tif, gif, jpg, png и др.);

    б) Чтение файла с диска (дискеты);

    в) Печать рисунка;

    г) Сканирование рисунка.

    В качестве "кисти" чаще всего используется мышь, реже курсор при управлении клавиатурой. Панель инструментов используется для рисования прямых и кривых линий, окружностей (овалов, эллипсов), прямоугольников (квадратов).

    4. Изменение размера изображения с помощью графического редактора Paint.

    Изменить размер или разрешение цифрового изображения можно путем изменения следующих характеристик:

    • Количество пикселов. Разрешение или резкость изображения определяется количеством составляющих его пикселов. Увеличение количества пикселов улучшает разрешение изображения. Это позволяет печатать изображения большого размера с сохранением качества. Тем не менее, следует иметь в виду, что чем больше пикселов содержит изображение, тем больше места на диске оно занимает.
    • Размер файла Объем дискового пространства, занимаемого изображением на компьютере, и длительность отправки изображения по электронной почте определяется размером файла изображения. Хотя увеличение количества пикселов зачастую увеличивает размер файла, тип файла изображения (например, JPEG или TIFF) больше влияет на размер файла. Например, изображение, сохраненное в формате TIFF, будет значительно больше того же изображения, сохраненного в формате JPEG. Так происходит потому, что изображение JPEG может быть сжато. Это уменьшает размер файла за счет незначительного ухудшения качества изображения.

    Если файл изображения не является файлом JPEG, как правило, возможно освободить значительный объем дискового пространства, сохранив файл в формате JPEG, а затем удалив оригинал изображения в формате TIFF. Сведения о сохранении изображения в другом формате файла с помощью программы Paint см. след. текст.

    Последовательность изменения размера изображения с помощью программы Paint

    1. Откройте программу Paint. Для этого нажмите кнопку Пуск, выберите последовательно компоненты Все программы, Стандартные и Paint.
    2. Нажмите кнопку Paint, выберите команду Открыть, выделите изображение, размер которого нужно изменить, а затем нажмите кнопку Открыть.
    3. На вкладке Главная в группе Изображение щелкните Изменить размер.
    4. В диалоговом окне Изменение размеров и наклона установите флажок Сохранить пропорции, чтобы сохранялись пропорции изображения, размер которого нужно изменить.

    Тема урока: Графические редакторы и их назначение. Основные инструменты графического редактора.

    Тип урока: комбинированный

    Цели урока:

    Образовательные:

    Познакомить учащихся со средой графического редактора, научить применять основные инструменты графического редактора: “Карандаш”, “Кисть”, “Линия”, “Кривая", “Прямоугольник”, “Окружность”, “Ластик”, “Заливка”.

    Развивающие:

    – развитие способности к самостоятельному обучению;

    – развитие внимания,

    – зрительной памяти,

    – логического мышления;

    Воспитательные:

    ответственное отношение к информации и работе с ней;

    обучение навыкам взаимоконтроля;

    развитие творческой активности учащихся.

    План урока

    1. Орг. момент

    2. Актуализация

      Физкультминутка

    6. Закрепление материала.

    Ход урока

    1. Орг. момент

    Здравствуйте ребята. Проверьте, все ли подготовились к уроку.

    2. Актуализация

    На прошлых уроках, когда мы работали с программой MO Word мы научились рисовать рисунки с помощью автофигур, но создать сложное изображение из низ довольно сложно. Гораздо больше возможностей для рисования нам может дать графический редактор Paint.

    3. Объяснение нового материала

    Сегодня мы с вами узнаем, что такое графический редактор и рассмотрим его возможности, также применим полученные знания на практике.

    Графический редактор – это программа для создания и изменения изображения.

    Существует множество различных графических редакторов. Они классифицируются по видам графики. Основные виды: растровые и векторные.

    Растровое изображение состоит из пикселей.

    Векторное изображение состоит из геометрических примитивов.

    Мы с вами будем работать в растровом графическом редакторе Paint.

    Рассмотрим интерфейс графического редактора Paint.

    Если какая либо панель отсутствует, необходимо зайти в меню Вид и нажать на выключенную панель.

    Рассмотрим инструменты Paint:

    Для работы в Paint необходимо использовать следующий алгоритм рисования:

      Физкультминутка

      Практическая работа на компьютере

    Нарисовать бабочку

    6. Закрепление материала.

    Что такое графический редактор?

    Какие инструменты Paint вы знаете?

    Алгоритм рисования

    Как нарисовать кривую?

    7. Д. з. Для закрепления практических навыков нарисуйте рис. «Бабочки» и отправьте его на почту школы.

    Растровый графический редактор -- специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов, при подготовке изображений к печати типографским способом или на фотобумаге, публикации в интернете.

    Растровые графические редакторы позволяют пользователю рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах, таких как, например, JPEG и TIFF, позволяющих сохранять растровую графику с незначительным снижением качества за счёт использования алгоритмов сжатия с потерями, PNG и GIF, поддерживающими хорошее сжатие без потерь, и BMP, также поддерживающем сжатие (RLE), но в общем случае представляющем собой несжатое «попиксельное» описание изображения.

    В противоположность векторным редакторам, растровые используют для представления изображений матрицу точек (bitmap). Однако, большинство современных растровых редакторов содержат векторные инструменты редактирования в качестве вспомогательных.

    Adobe Photoshop

    Adobe Photoshop-- растровый графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop (Фотошоп). В настоящее время Photoshop доступен на платформах Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows. Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX, но официальная поддержка была прекращена начиная с третьей версии продукта. Для версии CS 2 возможен запуск под Linux с помощью альтернативы Windows API -- Wine 0.9.54 и выше.

    Особенности

    Несмотря на то что изначально программа была разработана для редактирования изображений для печати на бумаге (прежде всего, для полиграфии), в данное время она широко используется в веб-дизайне. В более ранней версии была включена специальная программа для этих целей -- Adobe ImageReady, которая была исключена из версии CS3 за счёт интеграции её функций в сам Photoshop, а также включения в линейку программных продуктов Adobe Fireworks, перешедшего в собственность Adobe после приобретения компании Macromedia.

    Photoshop тесно связан с другими программами для обработки медиафайлов, анимации и другого творчества. Совместно с такими программами, как Adobe ImageReady (программа упразднена в версии CS3), Adobe Illustrator, Adobe Premiere, Adobe After Effects и Adobe Encore DVD, он может использоваться для создания профессиональных DVD, обеспечивает средства нелинейного монтажа и создания таких спецэффектов, как фоны, текстуры и т. д. для телевидения, кинематографа и всемирной паутины. Основной формат Photoshop, PSD, может быть экспортирован и импортирован во весь ряд этих программных продуктов. Photoshop CS поддерживает создание меню для DVD. Совместно с Adobe Encore DVD, Photoshop позволяет создавать меню или кнопки DVD. Photoshop CS3 в версии Extended поддерживает также работу с трёхмерными слоями.

    Из-за высокой популярности Photoshop, поддержка его формата файлов, PSD, была реализована в его основных конкурентах, таких, как Macromedia Fireworks, Corel PHOTO-PAINT, Pixel image editor, WinImages, GIMP, Jasc Paintshop Pro и т. д.

    Photoshop поддерживает следующие цветовые модели:

    Версии

    Photoshop v.10.0, датируемый апрелем 2007 года, имеет название «Photoshop CS3». Аббревиатура «CS3» означает, что продукт интегрирован в третью версию пакета программ «Adobe Creative Suite». В предыдущих продуктах -- Photoshop CS и CS 2, c целью отличия от прежних версий и укрепления принадлежности к новой линейке продуктов, был изменён символ программы: вместо изображения глаза, которое присутствовало в версиях с 3-й по 7-ю, в стилевом решении использовалось изображение перьев. В Photoshop CS3 в иконке приложения и экране-заставке используются буквы из названия продукта «Ps» на синем градиентном фоне. Список нововведений включает в себя новый интерфейс, увеличенную скорость работы, новый Adobe Bridge, новые фильтры и инструменты, а также приложение Device Central, позволяющее осуществлять предварительный просмотр работы в шаблонах популярных устройств, например мобильных телефонов.

    Последние версии включают в себя Adobe Camera RAW -- плагин, разработанный Томасом Кноллом, который позволяет читать ряд RAW-форматов различных цифровых камер и импортировать их напрямую в Photoshop.

    Хотя Photoshop практически монополизирует профессиональный рынок, высокая цена привела к появлению конкурирующих программных продуктов, занимающих среднюю и низшую ценовую нишу рынка, некоторые из которых, к примеру GIMP, совершенно бесплатны. Для завоевания этой части рынка и для противостояния необычайно высоким показателям нелегального использования своих профессиональных продуктов без лицензии, Adobe представил программы среднего и низшего класса Photoshop Elements и Photoshop Album, первая из которых является платной урезанной версией Photoshop, а вторая распространяется бесплатно и служит для организации и элементарной обработки фотографий. Продукт нацелен на любительский рынок, так как ограниченная функциональность делает Photoshop Elements неподходящим для подготовки изображений к печати. Программа Adobe Photoshop Lightroom служит исключительно для «проявки» цифровых негативов, простой ретуши фотоснимков и организации их каталога.

    Изучив эту тему, вы узнаете:

    Для чего используются графические редакторы;
    - что такое растровая графика;
    - что такое векторная графика;
    - из каких элементарных объектов строится рисунок и какие инструменты используются для их создания.

    Назначение графических редакторов

    Рисовать можно кистями и красками или использовать для этого карандаши. Можно рисовать на бумаге, холсте, ткани, а можно и на экране компьютера .

    На заре своего развития компьютеры не предоставляли пользователю практически никаких средств для создания графических объектов. В то время на экран можно было выводить только символы: буквы, цифры, специальные знаки. Но уже тогда люди пытались использовать компьютер в качестве художественного инструмента. Например, известен случай, когда с помощью компьютерной программы из символов было составлено изображение известной картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

    Шло время, и люди научили компьютер строить простые изображения: точку, прямую линию, окружность. Мониторы в то время были только черно-белые, и поэтому все построенные компьютером изображения напоминали работы художников-графиков.

    В отличие от других жанров, например живописи, произведения графиков характеризуются прежде всего четкой прорисовкой линий. Именно поэтому изобразительные возможности компьютеров того времени и стали называть компьютерной графикой. И хотя сегодня с помощью компьютера художники создают произведения в различных жанрах живописи, название «компьютерная графика», прочно закрепившись в сознании людей, употребляется и поныне. 

    Создание рисунков на компьютере осуществляется с помощью специально предназначенной для этого программы - графического редактора.

    Графический редактор - это прикладная среда, предназначенная для создания и редактирования графических изображений.

    Документом графического редактора является рисунок . По принципу построения графические изображения могут быть векторными и растровыми.

    Векторное графическое изображение

    Векторный графический редактор можно сравнить с конструктором , в котором изображение строится из готовых элементов - графических примитивов (рис. 2.1).

    Процесс редактирования в векторных графических редакторах заключается в добавлении новых объектов и изменении их параметров . Вы создаете один из объектов, изменяете его параметры (размер, положение, угол поворота), а программа сама чертит его в соответствии с заданными характеристиками (рис. 2.2). Такие действия напоминают черчение, когда из простейших геометрических фигур можно создавать разнообразные объекты.

    Средства редактирования векторных изображений могут встраиваться в прикладные программы. Например, они есть в текстовом редакторе Word и в табличном редакторе Excel.

    Растровое графическое изображение

    Растровое изображение состоит из равных по величине очень мелких точек . Каждой из этих точек может быть назначен свой цвет. На экране точки сливаются в целостную картинку, однако при увеличении растрового изображения они становятся хорошо видны как квадратики и «ступеньки» (рис. 2.3).

    Элементы (точки), из которых состоит растровое изображение, называются пикселами (от англ. pixel - picture element, элемент картинки), а способ представления изображения в виде сплошного массива точек, упорядоченных в строки и столбцы, называется растром (от англ. raster).

    Вы часто могли слышать слова: «Рисунок имеет разрешение 800 на 600». Это означает, что по горизонтали он состоит из 800 пикселов, а по вертикали - из 600.

    Полученное при помощи растрового редактора изображение состоит как бы из «мазков» кистью по холсту. Представьте себе, что вы нарисовали солнце, а затем изобразили закрывшее его облако (рис. 2.4).

    При этом часть пикселов, которые составляли часть изображения солнца и были закрашены желтым цветом, теперь «принадлежат» облаку и окрашены в серый цвет. Изображение в растровом редакторе можно строить либо путем последовательного закрашивания пикселов, либо так же, как и в редакторе векторной графики, из простейших объектов (примитивов). К ним относятся следующие геометрические формы (рис. 2.5):

    ♦ линия;
    ♦ кривая;
    ♦ прямоугольник;
    ♦ эллипс (овал);
    ♦ многоугольник;
    ♦ скругленный прямоугольник. 

    Линия - это отрезок прямой произвольной длины . Настраиваемыми параметрами линии являются толщина и длина. При необходимости угол наклона линии можно ограничить строго горизонтальным, строго вертикальным или диагональным (45°) направлением.

    Кривая - это изогнутый в двух местах (без образования углов) отрезок прямой . Наследует все свойства объекта линия.

    Прямоугольник, эллипс, скругленный прямоугольник . Эти объекты различаются между собой только формой и характеризуются следующими параметрами: размер, цвет контура (границы), цвет заливки.

    Многоугольник - замкнутая ломаная линия . Наследует все свойства объекта прямоугольник. Если это необходимо, можно построить многоугольник, сторонами которого являются только горизонтальные, вертикальные и диагональные отрезки.

    Построение любого графического примитива осуществляется перетаскиванием мыши по диагонали воображаемого прямоугольника, в который должна быть вписана фигура.

    Кривая строится в три этапа . Первый этап - построение прямой линии. Второй и третий - это формирование двух изгибов. Для создания изгиба нужно установить указатель мыши рядом с точкой предполагаемого изгиба и перетащить мышь при нажатой левой кнопке в сторону от линии до получения желаемого эффекта.

    При формировании многоугольника сначала создается первый отрезок прямой, затем последовательными щелчками мыши указываются остальные вершины многоугольника. Линии между вершинами будут нарисованы автоматически. Для соединения последней и первой вершин многоугольника надо дважды щелкнуть левой кнопкой мыши. Обратите внимание, что закрашивание многоугольника происходит после завершения его формирования.

    В простейших графических редакторах, таких как Paint , любой объект изображения теряет свою «самостоятельность» сразу после создания. Он становится неотъемлемой частью общего рисунка и в дальнейшем уже воспринимается только как совокупность пикселов. Поэтому говорить о графических примитивах как об объектах с собственными параметрами можно только на стадии их создания.

    В более сложных графических редакторах имеется возможность редактировать отдельные объекты и после создания рисунка.

    Типовые действия над фрагментом растрового изображения

    Основным объектом , над которым пользователь может производить действия , является фрагмент изображения . Под фрагментом изображения понимается произвольно выделенная часть рисунка.

    Единственным параметром фрагмента является прозрачность фона . Существует режим, в котором все пикселы, закрашенные цветом фона, при наложении на другие области рисунка воспринимаются как прозрачные.

    Для получения возможности работы с фрагментом его необходимо выделить . Так, графический редактор Paint предоставляет две возможности выделения фрагмента: в виде прямоугольной области и в виде области произвольной формы .

    Выделение прямоугольной области выполняется движением мыши по диагонали выделяемой области. Для выделения произвольной области ее надо «обвести» инструментом выделения, как карандашом.

    К типовым действиям над фрагментом изображения относятся масштабирование, поворот, инверсия цвета , а также выполнение операций редактирования : удаление (стирание), изменение цвета, вставка, замена надписей и т. д. 

    Масштабирование в растровом редакторе осуществляется за счет добавления новых или удаления уже имеющихся закрашенных точек (пикселов). При этом не всегда удается сохранить первоначальную прорисовку линий. Некоторые лини при увеличении масштаба теряют точность границ, а при уменьшении исчезают (рис. 2.6 и 2.7).


    ✔ Инверсия цвета - это замена выбранного цвета на противо-положный (рис. 2.8).

    ✔ Поворот. Выделенный фрагмент можно повернуть по часовой стрелке на заданный угол (90°, 180°, 270°), а также отразить сверху вниз или слева направо, получив его зеркальное отражение относительно вертикальной или горизонтальной оси.

    Инструменты графического редактора

    Для выполнения типовых действий в графическом редакторе предусмотрена специальная панель инструментов (рис. 2.9). Ниже приводится описание инструментов графического редактора Paint для создания и редактирования фрагментов рисунка. Все действия с инструментами выполняются при нажатой левой кнопке мыши. 

    Инструменты Выделение и Выделение произвольной области позво-ляют выделить фрагмент изображения для последующего вы-полнения операции с ним (копирования, удаления и т. д.).

    Инструмент Ластик закрашивает фоновым цветом пикселы, попадающие под курсор мыши при его перемещении.

    Инструмент Заливка позволяет заменить один цвет на рисунке на другой. Закрашивание осуществляется во всех направлениях от пиксела, на котором установлен указатель мыши, до границы с любым другим цветом.

    Используя инструмент Выбор цветов , можно выбрать для рисования любой цвет из уже имеющихся на рисунке. Для этого надо щелкнуть мышью на пикселе соответствующего цвета.

    Инструмент Масштаб позволяет выбрать масштаб отображения рисунка на экране. Изменения размеров самого рисунка при этом не происходит. Рисунок можно рассматривать с увеличением в 2, 6 и 8 раз. Дополнительные значения масштаба можно выбрать с помощью команды меню Вид Масштаб .

    Инструмент Карандаш предназначен для рисования объектов произвольной формы. Для рисования надо перемещать мышь при нажатой левой кнопке.

    Инструмент Кисть имитирует движение кисти с краской или пера по бумаге. Можно выбрать несколько различных конфигураций кистей.

    Инструмент Распылитель позволяет наносить краску на поверхность не сплошным слоем, а «рассеивая» отдельные точки. Ширину следа распылителя можно настраивать.

    Инструмент Надпись позволяет вставлять в рисунок текст. При создании текста можно выбирать гарнитуру шрифта, изменять его размер и начертание. После создания надпись, как и другие графические примитивы, перестает быть самостоятельным объектом.

    Инструменты Линия, Кривая, Прямоугольник, Многоугольник, Эллипс, Скругленный прямоугольник позволяют создавать соответствующие графические примитивы. Их создание было рассмотрено ранее.

    Помимо инструментов рисования в графическом редакторе имеется палитра (рис. 2.10). С ее помощью можно выбирать основной и фоновый цвета. Информация о том, какие цвета заданы в данный момент в качестве основного и фонового, представлена на панели текущих цветов.

    Ресурсы ЕК ЦОР

    Среда графического редактора Paint


    Контрольные вопросы

    1. В чем заключаются особенности графического редактора?

    2. Что такое растр? Что такое пиксел?

    3. Как вы понимаете слова «изображение выполнено с разрешением 640x480»?

    4. Что такое графический примитив?

    5. В чем состоят особенности векторной графики?

    6. Какие вы знаете объекты растровой графики?

    7. Перечислите основные действия над объектами растрового графического редактора.

    Практикум

    Лабораторно - практическая работа «Знакомство с программой Paint»

    Цель работы: изучение основ растровой графики и первоначальное знакомство с графическим редактором Paint.

    Теоретический материал.

    Графический редактор Paint – это прикладная программа, предназначенная для работы с растровыми изображениями – изображениями, построенными из множества отдельных цветных точек (пикселей), подобно тому, как формируется изображение на экране монитора. Каждое растровое изображение имеет строго определенный размер по горизонтали и вертикали и использует фиксированное число цветов. При использовании растровой графики с помощью определенного числа бит кодируется цвет каждого мельчайшего элемента изображения - пикселя. Изображение представляется в виде большого числа мелких точек, называемых пикселями. Каждый из них имеет свой цвет, в результате чего и образуется рисунок, аналогично тому, как из большого числа камней или стекол создается мозаика или витраж, из отдельных стежков - вышивка. Основным недостатком растровой графики является большой объем памяти, требуемый для хранения изображения. Это объясняется тем, что нужно запомнить цвет каждого пикселя, общее число которых может быть очень большим. Пример изображения, созданного с использованием растровой графики:

    Файлы с расширениями *.bmp, *.pcx, *.gif, *.msp, *.img и др. соответствуют форматам растрового типа. Еще одним недостатком является то, что при увеличении и уменьшении изображения оно теряет свои качества, как на нашем примере, это объясняется тем, что изменении размеров, изменяется каждая точка в отдельности, что приводит к потере качества информации. Однако именно с помощью растровой графики мы создаем высокохудожественные качественные изображения: пейзажи, портреты и т.д.

    Получить растровые рисунки можно с помощью цифровой фото и видео камеры, сканера, а так же создать самим с помощью графического редактора. Мы с вами рассмотрим особенности растровой графики с помощью программы Paint.

    Задание 1.1. Изучение интерфейса приложения Paint

    1. Запуск программы Paint: Пуск – Программы - Стандартные – Paint или значок

    2. Изучите вид окна Paint.(рис.1.1.) Рассмотрите кнопки на Панели инструментов.(рис.1.2.) Если панель инструментов отсутствует на экране, то откройте её командой Вид – Набор инструментов.

    3. Изучите Палитру цветов. Если палитра отсутствует на экране, вызовите её командой Вид – Палитра (рис. 1.3.). Найдите область, которая отражает текущий цвет . Верхний квадрат – это текущий цвет, т.е. цвет которым рисуем, он выбирается левой кнопкой мыши, а цвет фона (нижний квадрат) – правой кнопкой мыши. Для изменения оттенков цветов зайдем в меню Палитра – Изменить палитру (рис.1.4.)

    Ответить на вопросы:

    Как строится изображение растровой графики?
    - дайте определение, что такое растровый графический редактор?
    - какие расширения могут иметь файлы растровой графики?
    - какие изображения можно создавать с помощью растровой графики?
    - каким образом можно получить растровое изображение?
    - перечислите основные элементы рабочего окна программы Paint.
    - какими инструментами мы можем пользоваться при рисовании?

    Практическая работа «Настройка инструментов»

    Выполнив данную практическую работу, вы научитесь:

    Создавать простейший рисунок, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора Paint,
    Настраивать инструменты графического редактора Paint.

    Задание 1. Панель настройки инструментовt

    Щелкая левой кнопкой мыши, выбирайте инструменты на панели инструментов. При этом следите за изменением панели настройки инструментов. Рассмотрите, какие настройки есть для разных экранных инструментов. Нарисуйте несколько линий разной толщины, прямоугольник только с границами, эллипс полностью залитый цветом,скругленный прямоугольник с границами одного цвета и заливкой другого.


    Задание 2. Нарисуйте простейший пейзаж:

    Нарисуйте простейший пейзаж: лучистое солнце на голубом небе; облака; извилистая дорога, убегающая к линии горизонта; небольшое озеро, заросшее по берегам тростником.

    1. Выберите Карандаш или Кисть .

    2. В палитре выберите голубой цвет.

    3. Проведите линию горизонта от правой границы листа до левой.

    4. Выберите инструмент Заливка . Указатель мыши примет ту же форму.

    5. Щелкните кончиком льющейся краски по любой точке свободного пространства в верхней части листа. Голубая краска разольется, и получится небо.

    6. В палитре выберите зеленый цвет.

    7. Щелкните кончиком льющейся краски по любой точке свободного пространства в нижней части листа. Получится трава.

    8. Выберите инструмент Эллипс .

    9. На панели настройки выберите сплошное заполнение.

    10. В палитре выберите желтый цвет.

    11. На голубом небе нарисуйте круг.

    12. Выберите инструмент Линия .

    13. На панели настройки выберите толщину луча.

    14. Нарисуйте лучи солнца.

    15. Распылителем (выберите самый большой профиль) нанесите легкие белые облачка на голубом небе.

    16. Дорисуйте пейзаж самостоятельно.