• Графика: быстрая, медленная и интегрированная. Игры разума

    Настрой Intel в продвижении HD 4000 был решительным. Интегрированный графический процессор соседствовал на одном чипе с четырьмя ядрами Ivy Bridge каждого Core і5-3570К и Core-і7 3770 (K). По этой причине переход к 22-нм Ivy Bridge от 32-нм Sandy Bridge стал больше, чем просто «тиком» в известной «Тик-так»-стратегии производителя, и указал на то, что американские маркетологи действительно очень довольны тем, с чем они выходят на рынок.

    Однако чтобы убедиться в существенном улучшении характеристик видеокарты Intel HD 4000, одной презентации недостаточно, поскольку интегрированные графические предложения производителя часто не соответствуют желаемому. Проверка встроенного ГПУ стала еще более актуальной после появления на рынке конкурирующего гибридного процессора AMD FM1, производительность которого значительно превзошла возможности HD 3000, установленного на большинстве чипов с архитектурой Sandy Bridge.

    Intel (R) HD Graphics 4000: характеристики видеокарты

    Итак, что же такого сделала компания-производитель, что поднялась такая шумиха по поводу HD 4000? Прежде всего была добавлена ​​поддержка DirectX 11. Это означает, что HD 4000 может воспользоваться всеми прекрасными функциями API, такими как тесселяция и рассеянное затенение высокой четкости. Не менее важным стало увеличение количества шейдерных ядер (или как называет их Intel, исполнительных блоков) на 30% - с 12 до 16.

    Чтобы гарантировать полную загрузку дополнительных вычислительных возможностей, производитель увеличил количество текстурных конвейеров с одного до двух. По сравнению с ядрами HD 3000 конвейеры в основном не изменились, но увеличение их числа означает, что каждый из них разделяется 8, а не 12 ядрами, следовательно, увеличивается теоретическая пропускная способность.

    Интересно отметить, что в результате добавления одного конвейера компания Intel вынуждена была выделить часть кэша L3 специально для графического процессора, так как нет смысла удваивать количество блоков обработки текстуры и оставлять неизменной пропускную способность. Доступны 256 КБ, хотя для ГПУ, конечно же, потребуется также и часть системного ОЗУ DDR3.

    Характеристики Intel HD Graphics 4000: память

    Поскольку у ГПУ нет выделенного оперативного запоминающего устройства, процессор должен работать вместе с основной памятью и ее тактовой частотой. Обычно ОЗУ работают на частоте 1333 МГц, нередко встречается и немного более высокая скорость - 1600 МГц.

    Интегрированный графический процессор теперь имеет больший кэш, используемый совместно с L3 ЦПУ, от которого зависит, какой будет выделен видеокарте. Двухъядерные и четырехъядерные чипы Ivy Bridge имеют 3-4 МБ и 6-8 МБ кэша 3-го уровня соответственно, что обуславливает теоретическое влияние объема памяти на характеристики Intel HD Graphics 4000.

    Энергоэффективность

    Помимо архитектурных изменений, характеристики Intel HD 4000 обусловлены переходом на новый 22-нм процесс, что, по мнению компании, позволило обеспечить тот же уровень производительности при вдвое меньшем потреблении энергии. В режиме холостого хода ГПУ расходует 54,3 Вт энергии, а под нагрузкой - 113 Вт (в составе процессора і7-3770К).

    При этом не обошлось без побочных эффектов. По отзывам пользователей, чипы на базе Ivy Bridge обладают высокой тепловой плотностью. Это означает, что они могут нагреваться сильнее своих технически более слабых предшественников.

    Тестовая конфигурация

    Пользователи проверили характеристики Intel HD 4000 Graphics в составе i5-2570K и сравнили результаты с параметрами ГПУ, который он заменяет - HD 3000, интегрированного в i5-2500k, а также с чипсетом AMD A8-3870K, который обеспечивает жесткую конкуренцию в нижнем сегменте рынка благодаря встроенному графическому процессору Radeon HD 6550D и дискретной видеокарте Сравнивать не так просто, поскольку HD 650 может похвастаться 512 МБ встроенной памяти и современной архитектурой семейства ГПУ Northern Islands.

    Выбор подходящих процедур проверки синтетической продуктивности работы графики является непростой задачей. Индекс производительности Windows 7 и оценки CineBench R10/11 не так точны, как хотелось бы, а тесты 3DMark, как правило, более оптимизированы и отдают предпочтение Intel.

    По отзывам пользователей, хорошим вариантом является тест DirectX11 Unigen Heaven 2.1.

    Синтетическая производительность

    Unigen Heaven является одним из самых сложных тестов на выносливость для HD 4000. Поэтому неудивительно, что интегрированный графический процессор Intel с трудом справляется даже с низкими настройками. Разрешение 1280 х 1024 пикселей и обычные параметры тесселяции позволяют получить среднюю частоту кадров 13 к/с. Тем не менее HD 4000 почти в 2 раза быстрее, чем некоторые низкопроизводительные специализированные графические процессоры, такие как Radeon HD 7450 и GeForce 610M, каждый из которых в тех же тестах и с теми же настройками достигает фреймрейта на уровне всего 7 к/с. Видеокарта GeForce 630M лидирует с 14 к/c.

    Left 4 Dead 2

    По отзывам пользователей, процессор i5-3570K последовательно демонстрирует минимальные 26 к/с в игре Left 4 Dead 2 при разрешении 720р. Этот результат превосходит AMD Radeon HD 6550D, интегрированный в A8-3870K, который показывает производительность, равную 31 к/с, что намного выше 25 к/с, которые принято считать пороговым значением. Та же история повторяется при повышении разрешения до 1920 x 1080 пикселей - предложение от AMD снова выходит победителем. Но не все так плохо: HD 4000, интегрированный в i5-3570K, намного опережает старый HD 3000 в составе i5-2500k. Это подтверждает заявления производителя о том, что графическая часть архитектуры Ivy Bridge «больше, чем тик».

    Dirt 3

    Пользователи отмечают, что впечатляющие характеристики видеокарты Intel HD Graphics 4000 подтверждаются и игрой Dirt 3, в которой ГПУ снова опережает HD 3000 на 40%. Такого огромного преимущества достаточно, чтобы взять верх над дискретной графической картой, участвовавшей в тестировании. Это стало еще одним гвоздем в гроб дискретных видеокарт базового уровня.

    Опять же HD 4000 с отрывом уступает HD 6550D при разрешении 720р, но важно отметить более высокую расчетную тепловую мощность процессора AMD. Это не представляет серьезной проблемы для настольного ПК (хотя при тестировании чипа Intel вентилятор вращается с заметно меньшей скоростью, поэтому построенная на его основе система должна работать гораздо тише, чем на базе A8-3870K), но является серьезной заявкой на мобильные вычисления, где мощность и возможности охлаждения значительно ограничены.

    Diablo III

    Удивительно, но для графического процессора не все оказалось таким радужным при запуске Diablo III, поскольку характеристики Intel HD 4000, по отзывам владельцев, оказались недостаточными, чтобы справиться с игрой. Этого не наблюдалось при использовании бортовой графики A8-3870K либо дискретной HD 6450. Карты HD 4000 и HD6450 здесь поменялись местами - последняя превзошла первую, хотя ни одна из них не смогла продемонстрировать нормальную работу даже при разрешении 720р.

    Возможно, этот результат объясняется тем, что Diablo III в то время являлась довольно новой игрой и компании Intel еще предстояло оптимизировать свой драйвер. Однако это не может служить оправданием довольно плохой производительности, тем более что драйвер AMD не имел серьезного падения производительности.

    Известные проблемы

    ГПУ Intel в прошлом славились плохой поддержкой драйверов. Пользователи жаловались на артефакты и другие сбои в широком диапазоне игр, которых обычно не наблюдалось в работе графических процессоров Nvidia и AMD.

    Пользователи, тестировавшие характеристики Intel HD 4000, обнаружили, что компания-производитель начала медленно, но уверенно улучшать свои драйверы. Например, игра Alan Wake имела проблемы совместимости с HD 3000, но может правильно работать на HD 4000. Тем не менее несовместимость с рядом игр осталась нерешенной.

    В Black Ops у пользователей возникают проблемы с прерывистыми зависаниями независимо от графических настроек. Проблема наблюдается даже на самых низких настройках. При этом фреймрейт падает до 22 к/с. В FIFA 12 имеет место необычно длительное время загрузки (при использовании 2-ядерного Core i5-3xxx). Игра Metro 2033 с определенными настройками зависает во время запуска (справедливо только для 2-ядерного Core i5-3xxx).

    Угроза для бюджетных видеокарт

    В целом пользователи впечатлены интегрированным графическим процессором ​​Intel HD 4000. Характеристики ГПУ улучшились по сравнению с HD 3000 в среднем на 30%. Эта разница возрастает до 40% в случае сопряжения встроенной графики с мощным 4-ядерным процессором Ivy Bridge, таким как i7-3610QM. Даже лучшие чипы AMD Llano не могут конкурировать с HD 4000. Intel имеет преимущество примерно на 15% по сравнению с предложениями Fusion Llano.

    Еще более впечатляет то, что процессор превосходит Radeon HD 7450. Это говорит о том, что дискретные видеокарты базового уровня от AMD или Nvidia больше не являются выгодной альтернативой.

    Случайные геймеры, которые могут смириться с низким разрешением, отключенным полноэкранным сглаживанием и приглушенными графическими эффектами, могут найти процессор HD 4000 отличным вариантом.

    Компания-производитель проделала отличную работу, по крайней мере с точки зрения интегрированной графики. Характеристики Intel (R) HD Graphics 4000 не составляли угрозы дискретным видеокартам среднего и высокого класса, но базовые модели Nvidia и AMD получили серьезного конкурента. Поскольку встроенные графические процессоры использовались в подавляющем большинстве ноутбуков, данный продукт грозил отнять у конкурентов большую часть рынка. Этим планам могло помешать продвижение AMD Trinity c новым ядром ​​Fusion.

    Перспектива для мобильных применений

    Пользователей впечатлили не столько характеристики Intel HD 4000, сколько открывшиеся перспективы применения процессора.

    Вместе с тем желающие создать медиакомпьютер или небольшой дешевый ПК, которым была важна производительность графики, отдавали предпочтение более дешевому чипу FM1, который превосходил по производительности HD 4000 i5-3570K во всех тестах. Сравняться по стоимости не позволяло даже снижение класса видеокарты, поскольку ГПУ поставлялся только с і5-3570К и і7-3770К, а все остальные чипсеты линейки оборудовались урезанными ядрами HD 2500.

    Возможно, это немного несправедливое сравнение - компания Intel запустила HD 4000 в микросхемах для настольных ПК, но настоящее место ГПУ в мобильных процессорах. Здесь устройство могло бы оказаться на высоте благодаря хорошей производительности и низкому энергопотреблению. Этого нельзя сказать о A8-3870K, так как его высокий нагрев означает, что он может работать исключительно в настольных системах.

    Очередная уступка

    Видеопроцессор HD 4000, возможно, получил бы более высокую оценку, если бы производитель уделял больше внимания своему продукту. Тем временем AMD еще некоторое время мог наслаждаться статусом самой высокопроизводительной интегрированной графической карты.

    Ещё несколько лет тому назад разговор о производительности встроенных графических ядер не имел практически никакого смысла. Полагаться на такие решения можно было лишь в тех случаях, когда работа с трёхмерной графикой не входила в число возможных применений компьютера, потому что встроенные графические ядра по сравнению с дискретными видеоакселераторами обладали минималистичной функциональностью в 3D-режимах. Однако к сегодняшнему дню эта ситуация в корне изменилась. Начиная с 2007 года зачинщик основной массы изменений на компьютерном рынке, компания Intel считает наращивание возможностей и производительности собственной интегрированной графики одной из важнейших задач. И её успехи впечатляют: встроенные графические ядра не только более чем на порядок увеличили своё быстродействие, но и стали неотъемлемой составной частью современных процессоров. Причём на достигнутом компания явно останавливаться не собирается и вынашивает амбициозные планы по увеличению скорости встраиваемой графики ещё на порядок к 2015 году.

    Внезапно появившийся у разработчиков процессоров интерес к совершенствованию графических ядер стал отражением желания пользователей иметь в своём распоряжении достаточно компактные, но при этом вполне производительные вычислительные системы. Казалось бы, совсем недавно термин «мобильный компьютер» ассоциировался с системой, которую можно просто перенести с места на место одной рукой, а вопрос её размеров и веса волновал мало кого. Сегодня же, даже глядя на достаточно небольшие двухкилограммовые ноутбуки, многие потребители недовольно морщат нос. Тренд повернулся в сторону планшетных компьютеров и ультракомпактных решений, которые Intel величает ультрабуками. И именно такое стремление к легкости и миниатюрности стало основной движущей силой в интеграции графики в центральные процессоры и в увеличении её производительности. Один чип, полноценно заменяющий собой и CPU, и GPU и имеющий при этом невысокое тепловыделение — это именно тот базис, который необходим для создания прельщающих современных пользователей мобильных решений. Поэтому мы и наблюдаем бурное развитие гибридных процессоров, с существованием которых мириться приходится и приверженцам настольных систем. Последние, надо сказать, от такого прогресса тоже получают определённые дивиденды.

    Процессоры Ivy Bridge — это уже второй вариант интеловской микроархитектуры, характеризующейся гибридным дизайном, объединяющим в одном полупроводниковом кристалле вычислительные ядра с графическим. По сравнению с предыдущей версией микроархитектуры, Sandy Bridge, изменения произошли кардинальные, причём касаются они в первую очередь именно графического ядра. Intel даже пришлось давать специальные разъяснения по поводу нарушения принципа «тик-так»: Ivy Bridge должен был стать результатом переноса предыдущего дизайна на новый, 22-нм технологический процесс, но, по факту, с точки зрения графических возможностей произошёл очень существенный шаг вперёд. Именно поэтому рассмотрение нового видеоядра, входящего в Ivy Bridge, мы сделали в виде отдельного материала — количество всевозможных нововведений чрезвычайно велико, да и улучшение 3D-производительности носит совсем нешуточный характер.

    Отличное представление о том, насколько существенны произошедшие изменения, можно получить, просто сопоставляя полупроводниковые кристаллы Ivy Bridge и Sandy Bridge.

    Sandy Bridge — площадь 216 кв.мм; Ivy Bridge — площадь 160 кв.мм

    Оба они выполнены по различным технологическим процессам и имеют различную площадь. Но, обратите внимание, в то время как в дизайне Sandy Bridge на долю графического ядра было отведено примерно 19 процентов площади кристалла, в Ivy Bridge эта доля возросла до 28 процентов. А это значит, что сложность входящей в состав процессора графики увеличилась более чем вдвое: со 189 до 392 млн транзисторов. Совершенно очевидно, что такой заметный рост транзисторного бюджета впустую уйти не мог.

    Необходимо подчеркнуть, что политика Intel в отношении объединения вычислительных и графического ядер и наращивания мощности последнего несколько расходится с концепцией APU, предложенной компанией AMD. Интеловский конкурент рассматривает внутрипроцессорное графическое ядро в качестве дополнения к вычислительным, рассчитывая, что гибкие программируемые шейдерные процессоры смогут стать подспорьем в деле увеличения общей производительности решения. Intel же возможность широкого использования графики для вычислений в расчет не берет: с традиционно процессорным быстродействием у Ivу Bridge всё в порядке и так. При этом первоочередная роль графического ядра — совершенно традиционная, а борьба разработчиков за приумножение его мощности обусловлена желанием максимально снизить число случаев, когда дискретная видеокарта выступает необходимым системным компонентом, особенно в мобильных компьютерах.

    Впрочем, что подход AMD, что Intel — результат оказывается один и тот же. Рыночная доля дискретной графики неуклонно сокращается, уступая место интегрированной графике новых поколений, которая к настоящему времени приобрела поддержку DirectX 11 и получила производительность выше, чем у целого ряда бюджетных видеокарт. В данном материале мы посмотрим на реализованные в Ivy Bridge графические акселераторы Intel HD Graphics 4000 и Intel HD Graphics 2500 и попробуем оценить, использование каких дискретные видеокарт потеряло свой смысл с появлением интеловской графики нового поколения.

    ⇡ Графическая архитектура Intel HD Graphics 4000/2500: что нового

    Увеличение производительности интегрированных графических ядер — далеко не такая простая задача. И то, что Intel смогла поднять её за несколько лет более чем на порядок — на самом деле результат серьёзной инженерной работы. Основная проблема здесь заключается в том, что интегрированные графические акселераторы не могут воспользоваться выделенной высокоскоростной видеопамятью, а делят с вычислительными ядрами обычную системную память с достаточно низкой по меркам современных 3D-приложений пропускной способностью. Поэтому оптимизация работы с памятью — это самый первый шаг, который необходимо сделать при проектировании быстродействующей встраиваемой графики.

    И этот важный шаг компания Intel осуществила в прошлом варианте микроархитектуры — Sandy Bridge. Внедрение кольцевой внутрипроцессорной шины, связывающей воедино все компоненты CPU (вычислительные ядра, кеш третьего уровня, графику, системный агент с контроллером памяти), открыло для встроенного видеоядра короткий и прогрессивный маршрут для обращений в память — через быстродействующий кеш третьего уровня. Иными словами, интегрированное графическое ядро наряду с вычислительными процессорными ядрами стало равноправным пользователем L3-кеша и контроллера памяти, что существенно уменьшило простои, обусловленные ожиданием графических данных для обработки. Кольцевая шина оказалась до того удачной находкой прошлого дизайна, что в новую микроархитектуру Ivy Bridge она перекочевала без каких бы то ни было изменений.

    Что же касается внутреннего строения графического ядра Ivy Bridge, то в целом его можно считать дальнейшим развитием идей, заложенных в акселераторах HD Graphics предыдущих поколений. Архитектура актуального интеловского графического ядра уходит своими корнями к представленным в 2010 году процессорам Clarkdale и Arrandale, но каждая новая её реинкарнация представляет собой не простое копирование предыдущего дизайна, а его совершенствование.

    Архитектура графического ядра HD Graphics поколения Ivy Bridge

    Так, при переходе от микроархитектуры Sandy Bridge к Ivy Bridge рост производительности графики достигается в первую очередь за счёт увеличения количества исполнительных устройств, тем более что внутреннее строение HD Graphics изначально подразумевало техническую возможность их простейшего добавления. В то время как в старшем варианте графики из Sandy Bridge, HD Graphics 3000, было реализовано 12 устройств, наиболее производительная модификация встраиваемого в Ivy Bridge видеоядра, HD Graphics 4000, получила 16 исполнительных устройств. Однако только лишь этим дело не ограничилось, сами устройства тоже были улучшены. В них добавился второй текстурный сэмплер, а пропускная способность возросла до трёх инструкций за такт.

    Увеличение скорости обработки данных графическим ядром потребовало от разработчиков вновь задуматься и об их своевременной доставке. Поэтому в графическом ядре Ivy Bridge появилась и своя собственная кеш-память. Объём её не разглашается, однако, судя по всему, речь идёт о небольшом, но высокоскоростном внутреннем буфере.

    Хотя нововведения в микроархитектуре графического ядра и кажутся на первый взгляд не слишком значительными, в сумме они выливаются в хорошо заметный невооружённым глазом прирост 3D-производительности, оцениваемый самой компанией Intel как двукратный. Кстати, примерно такой же прирост должно будет предложить и следующее поколение акселераторов HD Graphics, которые будут встраиваться в процессоры семейства Haswell. В них количество исполнительных устройств вырастет до 20, а в борьбу за уменьшение латентностей при работе графического ядра с памятью включится кеш четвёртого уровня.

    Что же касается графики Ivy Bridge, то наращивание её быстродействия было далеко не единственной целью инженеров. Параллельно с ним в соответствие современным требованиям приведены и формальные спецификации нового графического ядра. Это означает, что в HD Graphics 4000 наконец появилась полная поддержка Shader Model 5.0 и аппаратной тесселяции. То есть теперь интеловская графика полностью совместима «в железе» с программными интерфейсами DirectX 11 и OpenGL 3.1. Ну и конечно, не станет проблемой работа HD Graphics 4000 в грядущей операционной системе Windows 8 — необходимые драйверы уже доступны на сайте Intel.

    Также Intel добавила в новое графическое ядро и возможность выполнения его средствами вычислительной работы, для этого в новом поколении HD Graphics появилась поддержка DirectCompute 5.0 и OpenCL. В процессорах Sandy Bridge эти программные интерфейсы также поддерживались, но на уровне драйвера, который переадресовывал соответствующую нагрузку на вычислительные ядра. С выходом Ivy Bridge полноценные вычисления на GPU стали доступными и в системах с интеловской графикой.

    В свете современных реалий инженеры Intel уделили внимание и поддержке становящихся всё более популярными многомониторных конфигураций. Графическое ядро HD Graphics 4000 стало первым интеловским интегрированным решением, способным работать с тремя независимыми дисплеями. Но имейте в виду, для реализации этой функции потребовалось увеличение ширины шины FDI, по которой изображение передаётся из процессора в набор системной логики. Так что поддержка трёх мониторов возможна только с новыми материнками, использующими чипсеты седьмой серии.

    Кроме того, существуют некоторые ограничения в разрешениях и способах подключения мониторов. В настольной платформе, базирующейся на процессорах семейства Ivy Bridge, теоретически можно получить три выхода: первый — универсальный (HDMI, DVI, VGA или DisplayPort) с максимальным разрешением 1920x1200, второй — DisplayPort, HDMI или DVI с разрешением до 1920x1200 и третий — DisplayPort с поддержкой высоких разрешений вплоть до 2560x1600. То есть популярный вариант с подключением WQXGA-мониторов через Dual-Link DVI с Intel HD Graphics 4000 реализовать всё ещё невозможно. Зато версия протокола HDMI доведена до 1.4а, а протокола DisplayPort — до 1.1а, что в первом случае означает поддержку 3D, а во втором — способность интерфейса к передаче аудиопотока.

    Инновации затронули и другие составные части графического ядра процессоров Ivy Bridge, в том числе и их мультимедийные возможности. Качественное аппаратное декодирование форматов AVC/H.264, VC-1 и MPEG-2 было успешно реализовано ещё в прошлом поколении HD Graphics, но в графике Ivy Bridge алгоритмы AVC-декодирования были скорректированы. За счёт нового дизайна модуля, отвечающего за контекстно-адаптивное кодирование, выросла производительность аппаратного декодера, что вылилось в теоретическую возможность одновременного воспроизведения нескольких потоков с высоким разрешением, вплоть до 4096x4096.

    Немалый прогресс затронул и технологию Quick Sync, предназначенную для быстрого аппаратного кодирования видео в формат AVC/H.264. Введённая в строй в Sandy Bridge, она была признана колоссальным прорывом ещё полтора года назад. Благодаря ей процессоры Intel выдвинулись на первые места в скорости транскодирования видео высокого разрешения, для выполнения которого теперь отводится отдельный аппаратный блок, являющийся частью графического ядра. В рамках HD Graphics 4000 технология Quick Sync стала ещё лучше и получила усовершенствованный медиасэмплер. В результате обновлённый движок Quick Sync обеспечивает по сравнению с его прошлой Sandy Bridge-версией примерно двукратное преимущество в скорости перекодирования в формат H.264. При этом в рамках технологии улучшилось и качество выдаваемого кодеком видео, а также стали поддерживаться сверхвысокие разрешения видеоконтента, вплоть до 4096х4096.

    Впрочем, у Quick Sync остаются и слабые стороны. На данный момент эта технология задействуется лишь в коммерческих приложениях для транскодирования видео. Популярных свободно распространяемых утилит, работающих с этой технологией, на горизонте не видно. Ещё один недостаток технологии — это её тесная совмещённость с графическим ядром. Если в системе используется внешняя графическая карта, отключающая в общем случае интегрированную графику, использовать Quick Sync невозможно. Правда, решение этой проблемы может предложить сторонняя компания LucidLogix, разработавшая технологию графической виртуализации Virtu.

    И тем не менее Quick Sync остаётся уникальной технологией для рынка. Реализованный в её рамках узкоспециализированный аппаратный кодек оказывается существенно лучше по всем показателям, чем кодирование с использованием мощностей шейдерных процессоров современных видеокарт. Реализацию же аналогичного утилитарного аппаратного решения для кодирования вслед за Intel смогла осилить лишь NVIDIA. И то специализированное средство этой компании, NVEnc, появилось лишь совсем недавно — в ускорителях поколения Kepler.

    ⇡ Intel HD Graphics 4000 против Intel HD Graphics 2500: в чём же разница?

    Как и раньше, Intel интегрирует в Ivy Bridge два варианта графического ядра. На этот раз это HD Graphics 4000 и HD Graphics 2500. Старшая и высокопроизводительная модификация, про которую в первую очередь шла речь в предыдущем разделе, впитала в себя все заложенные в микроархитектуре улучшения. Младшая же версия графики направлена не на установление новых стандартов быстродействия для интегрированных решений, а на простое обеспечение для современных процессоров минимально необходимого уровня графической функциональности.

    Разница между HD Graphics 4000 и HD Graphics 2500 кардинальная. Быстрая версия видеоядра обладает шестнадцатью исполнительными устройствами, в младшей же их количество урезано до шести. В результате, в то время как HD Graphics 4000 обеспечивает примерно двукратное превосходство в теоретической 3D-производительности над видеоакселератором прошлого поколения HD Graphics 3000, преимущество HD Graphics 2500 перед HD Graphics 2000 прогнозируется на уровне 10-20 процентов. То же самое касается и скорости работы Quick Sync — двукратный рост скорости по сравнению с предшественниками обещан лишь только применительно к старшим версиям видеоядра.

    Intel HD Graphics 4000

    Intel HD Graphics 2500

    «Полноценное» ядро HD Graphics 4000 при этом можно встретить далеко не во всех представителях поколения Ivy Bridge, а главным образом лишь в мобильных, где интегрированная в CPU графика наиболее востребована. В десктопных же моделях HD Graphics 4000 присутствует либо в процессорах серии Core i7, либо в оверклокерских Core i5 (с суффиксом K в модельном номере) с единственным исключением из этого правила — процессором Core i5-3475S. Во всех же остальных случаях пользователям настольных систем приходится либо иметь дело с HD Graphics 2500, либо прибегать к услугам внешних графических ускорителей.

    К счастью, увеличение разрыва между старшими и младшими модификациями интеловской графики произошло исключительно в производительности. Функциональность HD Graphics 2500 нисколько не пострадала. Так же как и в HD Graphics 4000, в младшей версии есть поддержка DirectX 11 и трёхмониторных конфигураций.

    Следует отметить, что, как и ранее, в разных процессорах Core третьего поколения графическое ядро может функционировать на различных частотах. Например, производительность встроенной графики заботит Intel больше, когда речь идёт о мобильных решениях, и это отражается на частотах. В целом мобильные процессоры Ivy Bridge имеют ядро HD Graphics 4000, работающее на слегка более высокой частоте, чем в случае их десктопных модификаций. Кроме того, разница в частоте встроенной графики может быть обусловлена и ограничениями в тепловыделении разных моделей CPU.

    К тому же частота работы графики — величина переменная. В процессорах Ivy Bridge реализована специальная технология Intel HD Graphics Dynamic Frequency, которая интерактивно управляет частотой видеоядра в зависимости от нагрузки на вычислительные ядра процессора и их текущего энергопотребления и тепловыделения.

    Поэтому в числе характеристик конкретных реализаций HD Graphics указывается две частоты: минимальная и максимальная. Первая характерна для состояния простоя, вторая же — это целевая частота, до которой графическое ядро стремится разогнаться, если это позволяет текущее энергопотребление и тепловыделение, под нагрузкой.

    Процессор Ядра/ потоки L3-кеш, Мбайт Тактовая частота, ГГц TDP, Вт Модель HD Graphics Исполнит. устройства Макс. частота графики, ГГц Мин. частота графики, МГц
    Десктопные процессоры
    Core i7-3770K 4/8 8 До 3,9 77 4000 16 1,15 650
    Core i7-3770 4/8 8 До 3,9 77 4000 16 1,15 650
    Core i7-3770S 4/8 8 До 3,9 65 4000 16 1,15 650
    Core i7-3770T 4/8 8 До 3,7 45 4000 16 1,15 650
    Core i5-3570K 4/4 6 До 3,8 77 4000 16 1,15 650
    Core i5-3570 4/4 6 До 3,8 77 2500 6 1,15 650
    Core i5-3570S 4/4 6 До 3,8 65 2500 6 1,15 650
    Core i5-3570T 4/4 6 До 3,3 45 2500 6 1,15 650
    Core i5-3550 4/4 6 До 3,7 77 2500 6 1,15 650
    Core i5-3550S 4/4 6 До 3,7 65 2500 6 1,15 650
    Core i5-3475S 4/4 6 До 3,6 65 4000 16 1,1 650
    Core i5-3470 4/4 6 До 3,6 77 2500 6 1,1 650
    Core i5-3470S 4/4 6 До 3,6 65 2500 6 1,1 650
    Core i5-3470T 2/4 4 До 3,6 35 2500 6 1,1 650
    Core i5-3450 4/4 6 До 3,5 77 2500 6 1,1 650
    Core i5-3450S 4/4 6 До 3,5 65 2500 6 1,1 650
    Мобильные процессоры
    Core i7-3920XM 4/8 8 До 3,8 55 4000 16 1,3 650
    Core i7-3820QM 4/8 8 До 3,7 45 4000 16 1,25 650
    Core i7-3720QM 4/8 6 До 3,6 45 4000 16 1,25 650
    Core i7-3667U 2/4 4 До 3,2 17 4000 16 1,15 350
    Core i7-3615QM 4/8 6 До 3,3 45 4000 16 1,2 650
    Core i7-3612QM 4/8 6 До 3,1 35 4000 16 1,1 650
    Core i7-3610QM 4/8 6 До 3,3 45 4000 16 1,1 650
    Core i7-3520M 2/4 4 До 3,6 35 4000 16 1,25 650
    Core i7-3517U 2/4 4 До 3,0 17 4000 16 1,15 350
    Core i5-3427U 2/4 3 До 2,8 17 4000 16 1,15 350
    Core i5-3360M 2/4 3 До 3,5 35 4000 16 1,2 650
    Core i5-3320M 2/4 3 До 3,3 35 4000 16 1,2 650
    Core i5-3317U 2/4 3 До 2,6 17 4000 16 1,05 350
    Core i5-3210M 2/4 3 До 3,1 35 4000 16 1,1 650
  • Разработка игр
  • Напоследок, выборка из общей таблицы результатов синтетических тестов, сделанная для разных Intel GPU. Обратите внимание на изменение позиции в рейтинге прозводительности карт:

    Вывод notebookcheck: «В целом, мы впечатлены новым графическим ядром Intel. Производительность по сравнению с HD 3000 улучшилась на 30%. Эта разница может быть даже больше - до 40%, если GPU спарено с мощным четырехядерным Ivy Bridge CPU, например, i7-3610QM.

    Так что же делать, если ваша любимая игра на Intel HD не работает должным образом? Советы, даваемые www.intel.com/support/graphics/sb/cs-010486.htm , на первый взгляд выглядят Капитаном Очевидность: поменять настройки игры, проверить наличие новых патчей к игре, установить свежий драйвер Intel. Но на деле эти советы работают. Инженеры Intel тесно сотрудничают с разработчиками игр, в том числе и при создании патчей для совместимости с Intel GPU. Также, как заметил notebookcheck, „slowly but surely“ („медленно, но верно“) улучшаются драйвера Intel как по корректности, так и по производительности работы, что приводит к решению проблем с играми.

    На этом месте пост для простых игроков оканчивается (спасибо за внимание, добро пожаловать в комментарии), и начинаются

    1. Корректно определяйте параметры графической системы и ее возможности - поддержку шейдеров, расширений DX и доступную видеопамять (учтите, что у Intel GPU нет отдельной видеопамяти, она совместно с CPU использует память системную).

    Посмотреть на пример исходного кода и бинарника приложения для корректного и полного определения параметров системы с Intel GPU - GPU Detect можно .
    Кроме того, Microsoft DirectX SDK (июнь 2010) включает пример Video Memory для определения размера доступной видеопамяти. Советуем также поискать в Интернете „Get Video Memory Via WMI“.

    2. Учитывайте возможности Turbo Boost . Благодаря Turbo Boost частота Intel GPU может увеличиваться в два раза, давая существеный прирост производительности. Но только если это позволяет термальное состояние системы. А это происходит по понятным причинам только когда не сильно занят, то есть, не сильно нагрет CPU.

    Вытекающий отсюда совет - как можно реже использовать запрос состояния CPU - GetData(). Учтите, что вызов GetData() в цикле с ожиданием результата - это 100% загрузка CPU. В случае крайней необходимости делайте запросы к CPU в начале отрисовки кадра и загружайте CPU какой-нибудь полезной работой перед получением результатов GetData. В этом случае ожидание CPU будет минимально.

    3. Используйте реализуемое Intel GPU раннее отсечение по Z (Early Z rejection). Эта технология позволяет заранее отбрасывать из дальнейшей обработки, т.е. не выполняя дорогостоящие с точки пиксельные шейдеры, фрагменты, не проходящие тест глубины, - загораживаемые другими объектами.

    Для результативного использования Early Z существуют два метода:
    - сортировка и отрисовка объектов от ближних к дальним по глубине (front to back)
    - предпроход без отрисовки с заполнением буфера глубины и маскированием заведомо невидимых на финальном изображении областей.
    Понятно, что первый способ не подойдет для сцен с (полу)прозрачными объектами, а второй имеет значительные накладные расходы.
    Исходный код примеров использования Early Z можно посмотреть з

    Появление операционной системы Windows 8 стало неким «двигателем прогресса» для огромного числа производителей компьютерной техники. Новая ОС, обладающая двумя типами управления (сенсорным и классическим), дала дополнительный толчок для создания устройств нового форм-фактора, объединяющих планшет и ноутбук. Мы уже познакомили вас с одним из представителей данного класса, а именно ноутбуком . В данном материале мы как можно детальней рассмотрим очередную новинку линейки «трансформеров», о которой вы наверняка уже слышали.

    Обзор ультрабука Impression X70.02

    Август этого года ознаменовался тем, что компания «Навигатор » представила публике свой первый ультрабук, который будет выпускаться под собственным брендом Impression Computer , а это, можно сказать, довольно значимое событие для отечественного IT-рынка. Ведь известно, что производство новинки, как и всех других устройств данной торговой марки, осуществляется на территории нашей страны.

    Модель Impression X70 позиционируется производителем как решение для корпоративного сегмента пользователей, что подчеркивается расширенной до 24 или 36 месяцев гарантией и поддержкой технологии Intel Anti-Theft с программным пакетом McAfee Anti-Theft для удаленной блокировки украденного устройства и защиты хранящейся на накопителе информации. При этом чуть ли не главной особенностью ультрабука, помимо компактных габаритов, присущих данному классу решений, является использование аккумулятора повышенной емкости - 7800 мА·ч.

    Обзор мини-компьютера GIGABYTE BRIX GB-XM12-3227

    Благодаря активному развитию компьютерной сферы и постоянным переходам на более технологичные и гораздо более энергоэффективные процессы создания комплектующих, среди которых наибольшую и наиважнейшую роль исполняют процессоры, производителям техники предоставляется возможность воплощения в реальность довольно необычных устройств, отличающихся максимально компактными габаритами при сохранении максимального количества возможностей. Именно это и стало решающим фактором в появлении такого класса настольных решений как мини-компьютеры, которые сейчас активно продвигаются не только компаниями-производителями, например, ZOTAC с ее моделью ZBOX nano XS , но и самой Intel в виде концептуального устройства NUC (Next Unit of Computer), оснащаемого «полноценными» процессорами линейки Intel Core.

    Не так давно к этим компаниям подключилась и тайваньская GIGABYTE, которая вывела на рынок серию очень компактных мини-компьютеров под лаконичным названием GIGABYTE BRIX, а сейчас занимается активным расширением модельного ряда этой линейки. На данный момент «кирпичики» доступны как в базовом варианте, так и в весьма уникальной версии со встроенным мини-проектором яркостью 75 люмен, способным отображать картинку размером от 7 до 85 дюймов по диагонали при разрешении 864 на 480 точек. В скором же времени должен появиться в продаже и игровой GIGABYTE BRIX II, способный, как утверждается, воспроизводить игры уровня Crysis 3. При этом важно отметить, что производитель отдает предпочтение не только решениям от Intel, но и ускоренным процессорам от AMD.

    В данном же материале более подробно остановимся на одной из моделей стартовой линейки, а именно на GIGABYTE BRIX (GB-XM12-3227) . Ее главной особенностью, несомненно, является невероятно компактный корпус, в который производителю удалось уместить энергоеффективный двухъядерный процессор Intel Core i3-3227U с интегрированной графикой Intel HD Graphics 4000. При этом выбор и установка оперативной памяти и накопителя отдано на усмотрение потребителя, что расширяет возможности по настройке конфигурации. Впрочем, в мини-компьютере не все так радостно и уже при первом знакомстве обнаруживается ряд нареканий.

    Обзор и тестирование ультрабука Lenovo ThinkPad T431s

    Яркий представитель ультрабуков Lenovo T-серии, в модельный ряд которой попадают устройства только премиум-класса. А это значит, что данная модель, по замыслу компании, является воплощением функциональности, высочайшего качества исполнения и стильного дизайна.

    С первого взгляда видно, что Lenovo ThinkPad T431s разрабатывался не просто как очередной «лэптоп» втиснутый в форм-фактор ультрабука, а как устройство со своим собственным, неповторимым обликом, о чем говорит его внешний вид и программно-аппаратные возможности. Усиленный карбоновый корпус, влагозащищенная клавиатура, расширенные средства безопасности - вот далеко не полный список отличительных особенностей этого ультрабука. Lenovo ThinkPad T431s производится в различных комплектациях, отличающихся, в первую очередь, моделями процессоров, а также объемом и типом накопителей. К нам на тестирование попал образец, работающий на основе Intel Core i5-3337U.

    Процессоры Intel Core i3 / Core i5 (Haswell) для встроенных систем появятся в четвертом квартале 2013 года

    Обзор и тестирование ультрабука-перевертыша Dell XPS 12

    Благодаря выпуску новейшей операционной системы от Microsoft, а именно Windows 8, достаточно сильно ориентированной на сенсорное управление, практически каждый из производителей представил свое видение новых устройств, которые бы одновременно предлагали одинаково удобный способ использования как в классическом режиме, так и в планшетном. Некоторые из них стали разрабатывать совершенно новые форм-факторы для устройств. Так, например, компания Lenovo представила ультрабук Lenovo Yoga с инновационной конструкцией петель дисплейного блока, раскрывающейся на 360°, тем самым преобразовывая ноутбук в планшет. Другие же компании решили пойти проверенным способом и использовать концепцию ноутбука с отсоединяющийся дисплеем, которую изначально разработала ASUS и на первых порах использовала для своих Android-планшетов.

    Компания Dell, не отставая от конкурентов, решила использовать свои ранние разработки, тем более, что одна из таких разработок уже использовалась для производства первого в своем роде ноутбука-перевертыша Dell Inspiron Duo с вращающимся вокруг своей оси 10" дисплеем. Оригинальная и весьма надежная конструкция вызвала достаточно большой интерес к устройству, однако особо популярным он не стал, ввиду небольшой диагонали и не очень удобной в сенсорном режиме Windows 7.

    Вторым же перевертышем стал ультрабук , который должен привлечь гораздо большее внимание общественности, ведь новинка не только выполнена в том же уникально-премиальном стиле, что Dell XPS 13 , но и оснащается превосходным Full HD дисплеем диагональю 12,5", отлично подходящим под сенсорный интерфейс Windows 8. Однако, как бы горько это не звучало, не обошлось без ложки дегтя. Какой именно, узнаем далее.

    Fujitsu LIFEBOOK E743 - надёжный и продуктивный ноутбук бизнес-класса

    Отмечается, что данное поколение графических процессоров компании Intel будет поддерживать ряд новых API (DirectX 11.1, OpenCL 1.2, OpenGL 3.2), будет обеспечивать улучшенную работу с контентом, позволит использовать мультиэкранные конфигурации и будет гарантировать поддержку интерфейса DisplayPort 1.2.

    Что же касается уровня производительности GPU Intel HD Graphics 4600, то компания Intel утверждает, что в классе серверных решений данный графический процессор может заменить дискретные видеокарты ценой до $150. Основанием для таких выводов стало сравнительное тестирование процессора Intel Xeon E3-1275 v3 (графическое ядро Intel HD Graphics 4600) с его предшественником Intel Xeon E3-1275 v2 (графическое ядро Intel HD Graphics 4000) и двумя дискретными видеокартами начального класса в бенчмарке SPECaps PTC Creo 2.0. Увеличение количества вычислительных блоков в модели Intel HD Graphics 4600 и оптимизация ее драйвера позволила новинке в трех из пяти тестовых наборов продемонстрировать высшие результаты чем неназванные бюджетные дискретные видеокарты. А отставание графического ядра предыдущего поколения от новинки по итогам тестирования составило в среднем 26%.

    Ультрабук Samsung Series 9 Premium Ultrabook стоит дешевле

    Приятная новость для всех, кто собирался приобрести ультрабук Samsung Series 9 Premium Ultrabook , но останавливала его изначальная рекомендованная стоимость в $1900, о которой объявили в конце прошлого месяца. Сегодня некоторые интернет-магазины принимают предварительные заказы на новинку по цене от $1350 за модель с твердотельным накопителем емкостью 128 ГБ

    Несмотря на немалую стоимость Samsung Series 9 Premium Ultrabook выглядит очень привлекательным приобретением. Ультрабук имеет в своем оснащении 13,3-дюймовый дисплей с разрешением 1920 х 1080 пикселей, защитным стеклом Gorilla Glass и подсветкой SuperBright, процессор Intel Core i7-3517U, 4 ГБ оперативной памяти, кард-ридер, стереодинамики SoundAlive HD Audio, модуль беспроводной связи Wi-Fi и широкий набор интерфейсов подключения. Заявленное время автономной работы – около 8 часов.

    Корпус ультрабука выполнен из алюминия, а его общий вес составляет 1150 г.

    Технические характеристики:

    Производитель

    Series 9 Premium Ultrabook

    (NP900X3E-A02US)

    Операционная система

    Windows 8 Pro (64 бит)

    Подсветка SuperBright (300 нит)

    Процессор

    Intel Core i7-3517U

    Intel HD Graphics 4000

    Оперативная память

    Расширение памяти

    SoundAlive HD Audio

    Веб-камера

    Беспроводное подключение

    Wi-Fi 802.11b/g/n

    Сетевой контроллер

    Интерфейсы подключения

    Кард-ридер

    3,5 мм аудио разъем для наушников и микрофона

    Автономность

    До 8 часов

    Дополнительно

    Клавиатура с подсветкой

    Алюминиевый корпус

    Сайт производителя

    Ультрабук ASUS ZENBOOK U500VZ-CN097H с сенсорным 15,6-дюймовым дисплеем

    Для всех желающих приобрести высокопроизводительный и элегантный ультрабук компания ASUS разработала и представила модель ASUS ZENBOOK U500VZ-CN097H. Эта 15,6-дюймовая новинка оснащается четырехядерным стандартным мобильным процессором Intel Core i7-3632QM , шестью гигабайтами оперативной памяти DDR3-1600 и гибридной дисковой подсистемой. Последняя состоит из SATA SSD-накопителя емкостью 128 ГБ и HDD-диска объемом 500 ГБ.

    Побеспокоились специалисты компании ASUS и о высоком качестве воспроизведения мультимедийного контента, укомплектовав мобильный компьютер ASUS ZENBOOK U500VZ-CN097H сенсорным Full HD IPS-дисплеем, мобильной видеокартой NVIDIA GeForce GT 650M и 2.1-канальной аудиоподсистемой Bang & Olufsen IcePower с поддержкой технологии Sonic Master. А для видео общения в новинке предусмотрена HD (720p) веб-камера с интегрированным микрофоном.

    В продажу новинка поступила с 8-элементной батареей и установленной операционной системой Windows 8. Ее ориентировочная цена составляет €1699. Сводная техническая спецификация ультрабука ASUS ZENBOOK U500VZ-CN097H представлена в следующей таблице:

    Сенсорный 15,6” Full HD IPS (1920 x 1080) с LED-подсвечиванием

    Операционная система

    Процессор

    Intel Core i7-3632QM (4 x 2,2 ГГц)

    Оперативная память

    6 ГБ SO-DIMM DDR3-1600 (максимум 8 ГБ)

    Накопитель

    128 ГБ SSD + 500 HDD (5400 об./мин.)

    Видеоподсистема

    Мобильная видеокарта NVIDIA GeForce GT 650M (2 ГБ GDDR5) + интегрированное графическое ядро Intel HD Graphics 4000

    Аудиоподсистема

    2.1-канальные динамики Bang & Olufsen IcePower с поддержкой Sonic Master, микрофон

    Сетевые интерфейсы

    Gigabit Ethernet, 802.11 b/g/n Wi-Fi, Bluetooth 4.0

    Внешние интерфейсы

    1 х Combo аудио выход

    Веб-камера

    Кард-ридер

    8-элементная литий-полимерная (70 Вт·час, 4750 мА·час)

    Время работы в автономном режиме

    РазмерыIntel Core i5-3230M , номинальная тактовая частота работы которого составляет 2,6 ГГц. Базовая конфигурация также включает 4/8 ГБ оперативной памяти и mSATA SSD-накопитель емкостью 128 ГБ. Опционально объем оперативной памяти можно увеличить до 16 ГБ, а вместо 128-гигабайтного mSATA-диска использовать 256-гигабайтную версию или гибридную конфигурацию с SSD и HDD-решений.

    Мультимедийные возможности ультрабука GIGABYTE U2442T реализованы на основе:

      сенсорного 14-дюймового HD-дисплея с поддержкой технологии Multi-Touch;

      мобильной видеокарты NVIDIA GeForce GT 730M, которая оснащена собственными 2 ГБ DDR3-памяти и поддерживает технологию NVIDIA Optimus;

      двух встроенных динамиков общей мощностью 4 Вт с поддержкой технологии THX TruStudio Pro;

      1,3-мегапиксельной веб-камеры со встроенным микрофоном.

    Отметим, что модель GIGABYTE U2442T также характеризуется поддержкой всех необходимых сетевых модулей и внешних интерфейсов, включая Gigabit Ethernet, Wi-Fi, Bluetooth, USB 3.0, HDMI и D-Sub. В продажу новинка поступит с установленной операционной системой семьи Windows 8.

    Более подробная техническая спецификация ультрабука GIGABYTE U2442T представлена в следующей таблице:

    Новые мобильные графические процессоры линейка NVIDIA GeForce 700M с поддержкой GPU Boost 2.0

    Компания NVIDIA представила расширенную линейку мобильных графических процессоров NVIDIA GeForce 700M. К уже существующим на рынке моделям NVIDIA GeForce 710M и Geforce GT 730M было добавлено пять новых решений: NVIDIA GeForce GT 720M, GeForce GT 735M, GeForce GT 740M, GeForce GT 745M и GeForce GT 750M. При этом первые два GPU ориентированы на использование в Mainstream-ноутбуках, а три других – в мобильных компьютерах класса Performance.

    Подробности технической спецификации новых мобильных GPU серии NVIDIA GeForce 700M официально не разглашаются. Известно лишь, что они созданы на основе микроархитектуры NVIDIA Kepler и характеризуются поддержкой:

      внутренней шины PCI Express 3.0 (за исключением модели NVIDIA GeForce GT 720M, которая привязана к стандарту PCI Express 2.0);

      видеопамяти стандарта DDR3 (все модели) или опциональной GDDR5 (лишь NVIDIA GeForce GT 740M, GeForce GT 745M и GeForce GT 750M)

      технологии NVIDIA GPU Boost 2.0 для автоматического повышения максимальной тактовой частоты при увеличении уровня нагрузки;

      технологии NVIDIA Optimus, которая позволяет системе автоматически избирать источник для обработки видеоданных (мобильную видеокарту или интегрированное в процессор графическое ядро), учитывая уровень текущего нагрузки и заряд батареи;

      инструкций OpenGL 4.3, OpenCL 1.2, DirectX 11;

      технологий Blu-Ray 3D, 3D Vision, FXAA.

    Относительный уровень производительности новых графических процессоров серии NVIDIA GeForce 700M в сравнении с графическим ядром Intel HD Graphics 4000 в бенчмарке Crysis 2

    В предыдущей статье мы рассказали вам о новых процессорах из линейки Ivy Bridge, сегодня же коснемся одной из составляющих этих процессоров — встроенной в них графики Intel HD 4000, получившей кодовое имя Carlow.

    Графика, как и ее прежний вариант, Intel HD 3000, обладает четырьмя процессорными ядрами, но у нового варианта также появилась и поддержка DirectX 11. Впрочем, рано радоваться. DirectX 11 можно обнаружить лишь в новейших играх, которые настолько требовательны к ресурсам системы, что наша встроенная видеокарта наверняка останется за бортом их системных требований. И это даже несмотря на то, что по сравнению с графикой в Sandy Bridge, наша 4000 увеличила свою производительность аж втрое (во всяком случае, именно так утверждают в Intel). Да и вообще, изменений в графическом ядре столько, что это явный большой шаг вперед по сравнению с предыдущим вариантов.

    Появилась возможность подключать к графике аж три монитора одновременно (правда, для этого, возможно, понадобится DisplayPort). Если вам по работе нужно открывать множество окон, и все они должны быть у вас перед глазами — то вам эта функция наверняка пригодится. К тому же производительный процессор даст возможность запускать требовательные графические программы, если вы дизайнер. Вообще здесь вырисовывается достаточно радужная перспектива в плане использования ноутбука или ультрабука на Ivy Bridge. Когда вам нужна мобильность — вы берете его и идете туда, куда вам нужно. Когда же вам нужно поработать на стационарном месте — вы подключаете к мобильному компьютеру большой монитор (или даже несколько) и работаете.

    Базовая тактовая частота данной графики может увеличиваться, так как в процессорный чип встроена поддержка технологии Turbo Boost. В зависимости от модели процессора базовая частота и частота при разгоне могут различаться. Например, ее производительность в процессорах с низким энергопотреблением будет на 30% ниже средней. Вообще же она может работать на тактовой частоте от 350 до 1350 МГц.

    Тактовая частота тут ниже, чем в предыдущих варинтах, что дало возможность снизить энергопотребление. Так как микроархитектура графического ядра была изменена в лучшую сторону, то в Intel посчитали, что это не снизит ее производительность, которая и без того вполне достаточна.

    Графика Intel HD 4000 включает в себя 16 исполнительных блоков, или же унифицированных шейдеров, в то время как Intel HD 3000 могла похвастаться лишь 12-ю. Кроме того, есть поддержка OpenGL 3.1 и OpenCL 1.1 (последнего — силами шейдерных процессоров). Совокупность характеристик новой графики такова, что она практически сравнялась с весьма производительной разработкой от AMD — Llano. По уровню производительности HD 4000 находится на одном уровне с дискретной Nvidia GeForce GT 330M и превышает производительность встроенной Radeon HD 6620G (правда, только в паре с четырехъядерным процессором).

    Улучшилось и качество кодирования, вдвое увеличилась скорость видеокодирования. Кстати, аппаратный видеокодер может воспроизводить как минимум 16 видеопотоков, и все в высоком разрешении. Он также может воспроизводить контент сверхвысокого разрешения — 4096×2304.

    Впрочем, хоть мы и написали, что в новейшие игры на этой графике вряд ли удастся поиграть, однако некоторые на ней все же запустятся — если, конечно, они не слишком требовательны к графическим ресурсам. Игровая производительность у Intel HD 4000 на 50% выше, чем у 3000. Среди игр, в которые можно на ней играть — Left 4 Dead 2, DiRT 3, Street Fighter 4 и другие. Если вы запускали на Intel HD 4000 игры — пишите в комментариях, что на ней идет, а что — нет. Позже мы сделаем апдейт.

    Вот пока что краткая таблица (картинка увеличивается по клику):

    Также играбельны:
    Fifa 11 (2010)
    Battlefield: Bad Company 2 (2010)
    F.E.A.R. 2 (2009)
    Counter-Strike Source (2004)